ЕВГЕНИКА КАК ЧАЯНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА

 

В.П. Пузырев, академик РАМН

 

Тезисы доклада
 
Евгеника и евгеническое движение спустя полвека своего развития к 1930-ым годам стали запретными. От евгеники стали открещиваться, забывая о том, что враждебность слишком часто оттесняет разумное обсуждение. В.П. Казначеев один из немногих в 1960-е годы упоминал евгенику не всуе, а при обсуждении в научных собраниях важных, насущных вопросов, связанных, например, с эвтаназией родившихся детей с тяжелыми аномалиями развития. Помню научный студенческий кружок, на котором возник этот вопрос. Ответ Казначеева: «Раз не смогли предупредить, растите ребенка, выхаживайте. Темпы развития науки таковы, что при его жизни можно успеть помочь!» В нашу пору все больше выдвигается аргументов в пользу возрождения евгенического движения.

 
Рис. 1. Автопортрет К. Малевича и его картины.
 
Он вспоминал, что «Черный квадрат» (1915) сделал из художника философа, размышляющего о том, что такое Человек будущего. Он не нашел ответа, поэтому на картинах – люди с чистыми досками вместо лиц (рис. 1).
Этот же период времени в России характеризуется напряженным ожиданием Нового Человека. Приметы такого стремления перечислил В.В. Бабков (2008), назвавший евгенику «зарей генетики человека».
* Концепция биосферы и ноосферы Вернадского. Мысль об «автотрофности человечества». Из писем: «… структуры мозга будут изменены по существу …», в другом письме – «… новый вид, который придет на смену человека». Вернадский допускает, что Человек выйдет в космос без скафандра, он будет питаться непосредственно энергией солнца, а может быть энергией радиоактивного распада.
* Организация учреждений: Государственный психоаналитический институт (Л. Троцкий – патрон советского психоанализа, педологии, психологии; на русский язык переведен весь Фрейд);  Психоаналитический детский дом-лаборатория «Международная солидарность» (для детей крупных партийных работников); Институт гениальности Г. Сегала;  Проект института Человека М. Горького.
* Экспериментальная работа – осуществление проекта зоолога, профессора Ильи Иванова «Об искусственном скрещивании человека с обезьяной».
* Дискуссии: сексуальная революция Александры Коллантай («крылатый эрос», теория «стакана воды»); фрейдо-марксизм (А.Р. Лурия).
Именно в этот период отмечен был рассвет евгенического движения.
 
Родословная, в центре которой двоюродные братья -  Ч. Дарвин и Ф. Гальтон и их общий дед – Э. Дарвин (рис. 2).
В 1865 году Ф. Гальтон выступил в печати с предложением «вирикультуры», т.е. кастового «разведения» талантливых людей, которые по его мнению должны заключать браки только внутри своей касты, отнюдь не смешиваясь с остальной массой посредственности. На латинском «вирикультура» значит «культура мужества». В 1883 году Гальтон предпочел заменить термин «вирикультура» термином «евгеника», что в переводе с греческого означает «облагораживание» (eugenes, греч. – хороший род).
 
Портреты представителей зарубежных евгеников. Пять Президентов США были членами евгенического общества (рис. 3).
 
Портреты российских евгеников. Среди них ученые (биологи и медики), видные государственные деятели, организаторы здравоохранения советской России (рис. 4).
 
Манифест евгеников (1939). В нем констатировалось: «Еще не пришло время, когда экономическая перестройка достигнет стадии (переход от борьбы за элементарное существование к высоким целям – В.П.), на которой реализуются такие человеческие силы. Но задача нынешнего поколения – подготовиться к нему. И каждый шаг на этом пути станет вкладом … в максимальное усовершенствование человека …». Это время подошло. Не для всех государств в одинаковой мере. И, слава богу, никто не настаивает на осуществлении новейших технологий евгенической направленности на популяционном уровне, только на индивидуально-семейном. В последнем случае равная ответственность – персоны, семьи и государства (рис. 5).
 
Рис. 6.
В 2009 году исполняется 175 лет со Дня рождения В.М. Флоринского – устроителя Томского университета, организатора первой кафедры педиатрии в России (1869) [рис. 6]. Предвестник евгенических идей в России, автор книги «Усовершенствование и вырождение человеческого рода» (1865). В этом же, 1865 году, были открыты Менделем законы наследования и  Гальтоном сформулированы задачи евгеники. 
 
Схема (набросок) территории будущего Томского университета, нарисованная в 1876 году В.М. Флоринским (рис. 7).
Вверху справа обозначено – «академический институт». Его задумка реализована – рядом с СибГМУ (ул. Московский тракт) сегодня расположено здание академического института – НИИ медицинской генетики СО РАМН, его генетическая клиника.
 
Рис. 8. Фото здания Генетической клиники НИИ медицинской генетики СО РАМН.
 
С.Г. Левит. 2009 год - 115 лет со дня его рождения и 75 лет первой в истории советской биологии и медицины конференции по медицинской генетике (рис. 9). 1934 считается годом  лигитимного использования термина – медицинская генетика. Институт С.Г. Левита в структуре имел: научные лаборатории, клинику (кабинеты по профилю патологии) и детсад на 7 близнецовых пар. Томская генетическая клиника – преемница многих идей Медико-биологического института им. М. Горького.
 
Из письма В.П. Эфроимсона (рис. 10). В нем фиксируется дата начала серьезных планов по организации медико-генетических исследований в Сибири. инициированное В.П. Казначеевым – 1966 год. Из письма Эфроимсона (1966): «Вчера сюда приезжал ректор туземного (Новосибирского) медицинского института со своим помом и мы имели квартет. Керкис высказал своё, дир – своё, я – своё,     пом – записывал. В общем, они хотят организовать медико-генетическую группу в Новосибирске при Институте и кафедру. Просили меня быть куратором, на что я согласился. Просили прочитать лекцию …»
 
Рис. 11. «Декларация независимости США» (1776 год) и Т. Джефферсон.
Положение «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными …» отражает этику, а не науку (S. Tishkoff, K. Kidd, 2004). Это моральная установка (рис. 11).
Прямые оценки внутривидовой изменчивости показывает, что на уровне последовательности нуклеотидов все H. sapience примерно на 99,6-99,8 % идентичны. Остальные 0,2-0,4 % из 3 млрд. нуклеотидов составляют 10 млн. вариантов ДНК, которые потенциально могут составлять массу различных комбинаций. Это более чем достаточно, чтобы гарантированно определять уникальность людей на уровне ДНК, но это, тем не менее, и небольшая доля общего генома. Различия в 10 млн. нуклеиновых оснований – гарант уникальности человека, но не основание для дискриминации.
 
Рис. 12. Евгеническое содержание сундука Пандоры.
 
Из греческой мифологии известно, что Гефест, слепивший первую женщину Пандору по распоряжению Зевса, решившего отомстить Прометею, похитившему для людей огонь у богов, увенчал Пандору сосудом, сундуком, в котором были спрятаны все дары, людские пороки и несчастья. Кто-то приоткрыл крышку сундука и содержимое разлетелось по земле. Только надежда осталась на дне. Среди «содержимого сундука» были и евгенические технологии (рис. 12).
 
Рис. 13. Распространенность, наследуемость и синтропные гены аддиктивных состояний.
Приведу лишь два примера, в которых иллюстрируется разное участие гуманитарных и естественных наук в евгенических рекомендациях. В целом же следует заметить, что преобладает суждение о том, что текущий век будет веком биологии. Однако, целесообразно прислушаться и к другому мнению, высказанному Клодом Леви-Стросом: «XXI век будет веком гуманитарных наук – или его не будет.»
По-видимому, значение последних существенно в мероприятиях по профилактике аддиктивных состояний, несмотря на имеющиеся сведения о роли генетических факторов в их развитии и методов тестирования соответствующих генов подверженности.
Другое дело – технологии «искусственного отбора детей».
 
Рис. 14.
 
Рис. 15.
 
Рис. 16. Искусственный отбор.
 
Генетический анализ эмбрионов на носительство 500 мутаций, вызывающих болезнь, в том числе опухолевые заболевания.
 
Рис. 17. Набор для сбора и консервации слюны (Компания «23 and Me»).

 
 
Индивидуальные геномы Дж. Уотсона, К. Вентера и двух анонимных индивидов (монголоида и негроида). Проблема – как эффективно воспользоваться имеющейся генетической информацией (рис. 18).
 
Эрвин Чаргафф. «Путь играет бóльшую роль, чем предназначение» (рис. 19).
В сущности, человечество мало продвинулось в понимании коренных вопросов бытия, нашего места во Вселенной. Откуда мы пришли и куда идем? Евгеническое движение должно осознавать, что мы обладаем вероятностной картиной мира, т.е. картиной, которая не предполагает полного описания (Вяч. Вс. Иванов, 2004). Один совет в этой ситуации уместен – заблуждаться в сторону осторожности. Не популяционный уровень приложения евгенических технологий, а индивидуально-семейный.
На этом пути и накапливаются выверенные временем и опытом технологии усовершенствования человеческого рода.